Транспортная Прокуратура информирует
«Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Дифференцирована ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС»
Федеральным законом от 11.03.2024 № 43-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
В статью 226.1 УК РФ внесены изменения, согласно которым в части первой указанной статьи устанавливается ответственность за незаконное перемещение стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных). В качестве максимального наказания за указанные деяния предусматривается лишение свободы на срок до пяти лет.
Одновременно статья 226.1 УК РФ дополнена частью 1.1, устанавливающей ответственность за незаконное перемещение сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники. Максимальным наказанием за указанные деяния является лишение свободы на срок от трех до семи лет.
Признается утратившей силу статья 200.2 УК РФ «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий», поскольку постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 № 542 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2012 № 923» алкогольная и табачная продукция включены в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК РФ, а также отнесены к видам стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая сто тысяч рублей.
Федеральный закон от 11.03.2024 № 43-ФЗ и постановление от 31.03.2022 № 542 вступили в силу с 01.04.2024.
«Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Разработаны методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований в области железнодорожного транспорта»
Врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 15.12.2023 утверждены «Методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований в области железнодорожного транспорта».
Документ подготовлен с целью оказания методической помощи по вопросам проведения самообследования в рамках добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований, относящихся к предмету федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта.
Кроме того, Ространснадзором установлен «Перечень документов и сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта» (размещен на сайте https://rostransnadzor.gov.ru).
Перечнем предусмотрены, в частности, следующие документы: выписка из штатного расписания о работниках, связанных с деятельностью железнодорожного транспорта, и документы, подтверждающие присвоенную им квалификацию; акты периодических осмотров и проверок сооружений, устройств, механизмов и оборудования железнодорожного транспорта; установленный порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работников, непосредственно связанных с движением поездов, маневровой работой.
«Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Конституционный Суд Российской Федерации указал на невозможность привлечения к ответственности за недостоверность заявленного веса одного из товаров, если это не повлекло изменения таможенной стоимости всей партии с одной базой исчисления таможенных платежей, одинаковой ставкой и составом всех этих платежей»
Конституционный Суд Российской Федерации 05.03.2024 вынес постановление № 9-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность декларанта либо таможенного представителя за указание в таможенной декларации недостоверных сведений.
В ходе таможенного досмотра товаров ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» (при импорте картриджей) и ООО «ВИРЕМ РУС» (при импорте обуви) была выявлена недостоверность заявленных в таможенных декларациях сведений о некоторых из них. В обоих случаях вес брутто (вместе с тарой) одного товара из партии оказался выше заявленного в декларации.
Последствием выявления неточности веса является пропорциональное перераспределение между товарами общих для всей партии транспортных расходов. Таможенная стоимость одного товара возрастает, а другого – уменьшается. В рассматриваемом случае общая таможенная стоимость товаров, отраженная в декларациях, не увеличилась, недоплата таможенных платежей не возникла. Вместе с тем указанные общества на основании ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров) были привлечены к административной ответственности и оштрафованы на сумму менее 1 тыс. рублей. Поскольку сам факт привлечения к административной ответственности осложняет прохождение таможенных процедур при последующих поставках, организации оспорили соответствие Конституции Российской Федерации положений ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
В жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации «Газпромнефть – Смазочные материалы» и «ВИРЕМ РУС» просили признать ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ не соответствующей Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, она позволяет привлекать лицо к административной ответственности за заявление при таможенном декларировании недостоверных сведений, когда такие сведения не послужили и не могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Конституционный Суд Российской Федерации указал на недопустимость трансформации состава административного правонарушения.
Изучив жалобу, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что федеральный законодатель, осуществляя регулирование административной ответственности за нарушение таможенных правил, обязан исходить не только из публичных интересов, связанных с экономической безопасностью государства, но и из частных интересов физических и юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений и внешнеэкономической деятельности, а также из отражающих условия достижения баланса этих интересов требований ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.
Суд пояснил, что оспариваемая норма предусматривает административную ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Соответственно, для констатации наличия этого состава правонарушения в действиях лица необходимо установить как факт заявления им недостоверных сведений в таможенной декларации, так и то, что они послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
«Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Изменения в Водном кодексе Российской Федерации».
Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральными законами от 04.08.2023 N 450-ФЗ, 12.12.2023 N 582-ФЗ, 25.12.2023 N 657-ФЗ, 08.07.2024 N 166-ФЗ.
Что изменилось:
- закреплены порядок и особенности использования водных объектов для размещения (буксировки, установки, эксплуатации) плавучих объектов;
- уточнен порядок установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территориях, используемых для рекреационных целей;
- установлен запрет на размещение объектов уничтожения биологических отходов в границах водоохранных зон, зон затопления, подтопления и на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых для питья;
- собственники и пользователи водных объектов обязаны представлять во ФГИС состояния окружающей среды сведения о результатах учета объема забора водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод, а также о результатах регулярных наблюдений за водоохранными зонами.
Дата вступления в силу: 01.03.2025
«Новосибирский транспортный прокурор разъясняет:
До 31 декабря 2025 года продлеваются запреты и ограничения на вывоз из Российской Федерации некоторых товаров и оборудования»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2023 № 2285 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» до 31 декабря 2025 года продлеваются запреты и ограничения на вывоз из Российской Федерации некоторых товаров и оборудования.
Из-под ограничений выведены, в числе прочего, образцы медицинских изделий, ранее ввезенные на территорию Российской Федерации в целях государственной регистрации при условии подтверждения Росздравнадзором факта ввоза данных товаров в указанных целях.
Смягчаются ограничения на вывоз отдельных видов товаров системообразующими организациями и их дочерними обществами. Разрешения на вывоз товаров такими организациями будет выдавать Правительство Российской Федерации на основании предложений профильных министерств и ведомств.
Определен перечень отдельных видов электротехнического оборудования, в отношении которых вводится временное ограничение на вывоз.
Также до 31 декабря 2025 года включительно продлеваются:
- разрешительный порядок вывоза за пределы территории Российской Федерации на территории государств-членов ЕАЭС отдельных видов сельскохозяйственной техники, транспортных средств, промышленной продукции, телекоммуникационного, лабораторного, добычного, геолого-разведочного, геофизического оборудования, товаров медицинского назначения;
- возможность применения количественных ограничений на ввоз из недружественных государств семян картофеля, пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы, соевых бобов, рапса, подсолнечника и сахарной свеклы.
«Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: С 1 сентября 2024 года устанавливается порядок проверки работодателем сведений в отношении специалистов авиационного персонала об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также сведений о наличии (отсутствии) непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 174 предусмотрено, что проверка сведений о включении в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму проводится работодателем в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Росфинмониторинга в сети «Интернет».
Проверка работодателем сведений о наличии (отсутствии) непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления проводится посредством проверки наличия справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, выданной не ранее чем за 90 дней до дня ее представления в порядке и по форме, которые устанавливаются МВД России.
Периодичность проведения проверок определяется локальными нормативными актами работодателя, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников (при наличии).
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 174 вступает в законную силу 01.09.2024 и действует до 01.09.2030.
«Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: В Кодекс торгового мореплавания и Кодекс внутреннего водного транспорта внесены изменения – введены понятие и правила технического управления судном»
Федеральным законом от 26.02.2024 № 28-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Согласно изменениям, под техническим управлением судном понимается деятельность по его эксплуатации, включая организацию работ по содержанию в эксплуатационном состоянии судна, корпуса, оборудования, механизмов и систем судна, а также обращение за судовыми документами и их получение.
Техническим управляющим судна может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые оказывают соответствующие услуги в качестве основного вида предпринимательской деятельности. Требования к такой организации-менеджеру утверждаются Правительством Российской Федерации.
Договор технического управления судном заключается на срок не менее одного года. Стороны могут принять решение о продлении. Срок действия договора не может превышать пять лет.
Технический управляющий и судовладелец несут солидарную ответственность перед третьими лицами за причинение вреда в связи с техническим управлением судном.
Изменения вступили в силу с 1 сентября 2024 года.
«Новосибирский транспортный прокурор разъясняет» С 01.04.2024 вступили в силу изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации, касающиеся размера санкций для авиаперевозчиков за ожидание пассажирами рейса.
Действующее российское законодательство предусматривает ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза (ст. 120 Воздушного кодекса Российской Федерации).
С 1 апреля 2024 года вступили в силу изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации, которые коснулись размера санкций для авиаперевозчиков за ожидание пассажирами рейса.
Сегодня штраф авиакомпании за просрочку доставки пассажира, багажа или груза будет составлять 100 рублей за каждый час просрочки, но не более чем 50 % провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения ему убытков, причиненных в связи с просрочкой его доставки или багажа в пункт назначения, в полном объеме сверх предусмотренного настоящей статьей штрафа.
Причиненные убытки возмещаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.